Смотреть в прошлое, чтобы видеть завтрашний день! 11.02.2015

автор: Гульянц С.М.

В апреле 2013 года средней  общеобразовательной школе №37 города Москвы, расположенной в Западном округе столицы  недалеко от Воробьевых гор, исполнилось 50 лет.

Школа была открыта в марте 1963 года как средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с плановой наполняемостью 880 человек. 

Память об этом  самом важном событии в полувековой истории школы бережно хранится и передается из года в год. День рождения школы  -  традиционный и любимый всеми праздник, с  1968 года  носящий название Праздник Труда и Талантов. В этот апрельский день двери 37-й открыты для всех, кому дороги родные школьные стены.

Открыл двери школы ее первый директор - Клеченов Леонид Федорович. Как вспоминает внучка Леонида Федоровича, Надежда Юрьевна Леонова, это был человек «светлый, добрый, который переживал за каждого ученика». Леонид Федорович работал в школе вместе со своей женой Марией Матвеевной, а вскоре в школу пришла учиться и их внучка. Сегодня Надежда Юрьевна – заместитель директора по воспитательной работе  - не только прививает детям любовь к своей стране, родине, но и помогает реализовать себя через творчество. Сын и дочка Надежны Юрьевны, Александр и Оксана, успешно учатся в школе №37.

Вспоминая Клеченова Леонида Федоровича, нельзя не отметить самоотверженный труд человека, которого называют «легендой школы №37». Рыжова Вероника Брониславовна, отличник народного просвещения, вместе с Леонидом Федоровичем открывала двери первым ученикам нашей школы в тот весенний день 1963 года. Пятьдесят лет (с 1963 по 2014 г) Вероника Брониславовна провела с нами. Строгий, активный и  талантливый педагог, Вероника Брониславовна для  сотен учеников навсегда останется первой и самой любимой учительницей, давшей путевку во взрослую жизнь. Первой учительницей стала Вероника Брониславовна и для своего внука, Рыжова Алексея, который несколько лет назад окончил нашу школу.

С самого открытия до 2014 года работала в школе и Данилова Зинаида Даниловна – медсестра, которую называют «добрый ангел-хранитель школы №37». 

С  1968 по 1973 годы  школу возглавляла Сурудина Антонина Николаевна. В те годы пионерская дружина носила имя А.С.Макаренко, выдающегося советского педагога. И при школе был создан уникальный музей, посвященный жизни и деятельности этого человека, в который приезжали гости не только из других школ города Москвы, но и из других городов и республик нашей страны, а также из зарубежья. Частыми гостями музея были воспитанники самого А.С.Макаренко.

 60-е годы остались в памяти как эра освоения космоса. И нашему району было присвоено название Гагаринский, а при школе открылся клуб «Гагаринец», где проходили встречи с советскими космонавтами Береговым Г.Т.  и Горбатко В.В..

В 1968 году на должность заместителя директора по учебной части пришла Винник Валерия Мечеславовна  - высокопрофессиональный учитель математики, душевный, отзывчивый и внимательный человек. В 1976 году Валерия Мечеславовна была награждена медалью «За трудовую доблесть»,  а в 1994 году отмечена грантом Сороса.

В 70-е годы школе было присвоено звание школы образцового состояния, что говорило о том, что и внешне, и внутренне содержание учреждения соответствовало самым высоким критериям ее успешности в то время. Школа процветала, во многом благодаря ее директору  - Азбель Инне Дмитриевне, которая руководила школой с 1973 по 1987 годы. Требовательный руководитель и талантливый  учитель русского языка Инна Дмитриевна смогла собрать и сплотить вокруг себя коллектив сильных педагогов.

 В 1974 году на должность учителя русского языка и литературы пришла Толпегина Земфира Сальмановна. Школа приобрела великолепного знатока русской классики, умеющего ярко и эмоционально преподнести материал. Выпускники школы через много лет с любовью  вспоминают уроки русского языка и литературы, которые приобщили их к миру прекрасного.

В 1975 году в школе открылся музей Отдельной Мотострелковой Бригады Особого Назначения (ОМБОН). Идея создания музея принадлежала ученикам школы. Ребята интересовались спортом, занимались в различных секциях и хотели узнать о том, как спортсмены участвовали в Великой отечественной войне. Организатором работы по созданию Музея был всеми любимый в школе, обаятельный человек, военрук Ладов Вячеслав Петрович. Помогали в создании Музея омсбоновцы, с которыми школа установила связь через администрацию стадиона «Динамо».

 В 1994 году руководство музеем продолжила учитель истории Берлявская Нелли Львовна, которая проработала в нашей школе с 1976 по 2004 год. За свой труд Нелли Львовна была награждена медалями  «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Свои знания и свой опыт Нелли Львовна вложила в организацию работы музея. На базе музея проводились встречи с ветеранами, творческие вечера, конкурсы военной песни и поэзии, велась большая  поисковая работа. И по сей день в нашей школе живы и тщательно поддерживаются эти традиции.

Сегодня на базе музея основан военно-патриотический клуб «Патриот», который является организатором и участником межрегиональных слетов патриотических клубов школ города Москвы, города  Калуги и Калужской области с участием военнослужащих и ветеранов Отдельной Дивизии Оперативного Назначения Внутренних Войск РФ, ветеранов района Раменки, ветеранов ОМСБОН. В 2010 году школа была награждена дипломом от центра военно-патриотического воспитания города Москвы за первое место в номинации «Лучшее государственное образовательное учреждение по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы» смотра-конкурса на переходящий «Кубок Героев».

На сегодняшний день гражданско-патриотическое воспитание остается главным направлением в работе школы. За последние годы школа стала участником целевых окружных программ «Растить гражданина, растить патриота»; «Энергия Победы – новым поколениям». Учащиеся школы принимают активное участие в акциях «Поезд памяти», «Рубежи славы», «Книга памяти», «Я – наследник Победы» и др..

В 1987 году руководство школой перешло к Титову Валентину Михайловичу – опытному учителю математики, работающему в нашей школе с 1977 года.  С 1997 года вместе с Валентином Михайловичем в школе работала его супруга – Титова Надежда Ивановна – учитель физики. Выпускники школы вспоминают, что с замиранием сердца слушали объяснение сложного материала, который отложился в памяти на всю жизнь. Валентин Михайлович и Надежда Ивановна -  ветераны труда, отличники народного просвещения.

В 1977 году завершила образование в школе №37 и их дочь – Ромашко Ирина Валентиновна, которая в 1982 году сразу после окончания института пришла работать в родную школу. Ирина Валентиновна  – учитель, которым гордится школа, которого дети любят и уважают за строгость, требовательность и творческий подход в преподавании  математики.  Педагогической судьбе династии Титовых-Ромашко посвящена статья, опубликованная в сборнике «Педагогические династии»  в 2006 году.

В 1990 году директором школы становится Баринова Татьяна Юрьевна, окончившая школу №37 в 1979 году и  оставшаяся работать в ней  вожатой. С тех пор ее жизнь неразрывно была связана с судьбой родной школы: превосходный руководитель, высокопрофессиональный учитель русского языка и литературы (ученица Толпегиной З.С.) и талантливый организатор.

В 1990 году под руководством Татьяны Юрьевны начинается сотрудничество с лицеем города Сент-Кантен (Франция), а в 1996 году - с МГУ им. Ломоносова. В школе открываются классы, где наряду со школьными учителями работают и преподаватели МГУ СУНЦ Колмогорова.

В мае 2002 года был подписан договор о международном сотрудничестве с гимназией №174 города Минска республики Беларусь. Дружественные отношения поддерживаются и в настоящее время:  постоянно ведется активная экскурсионная и туристическая работа.

Сильный характер, позитивный настрой и педагогический талант Татьяны Юрьевны  не остались незамеченными,  и с 2011 года Татьяна Юрьевна руководит Западным Окружным Управлением  образования города Москвы.

С апреля 2011 года директор школы №37 - Адрова Ирина Анатольевна. Ирина Анатольевна пришла работать в школу №37 в 1982 году учителем математики, а затем  стала заместителем директора по учебной работе. В должности директора Ирина Анатольевна продолжила традиции школы, заложенные с ее основания. Под ее руководством школа  успешно  ориентируется и в инновационной среде.

С октября 2012 года ГБОУ СОШ № 37 является образовательным комплексом, в которое вошло дошкольное отделение №1 под руководством Зезюли Натальи Викторовны. Дошкольное отделение №1 расположено  в двух корпусах. Это детские сады-новостройки по адресам : Мичуринский проспект,д.22,к.2 (корпус 1) и улица Столетова, д.13 (корпус 2)

В марте 2014 к комплексу присоединилось Дошкольное отделение №2, расположенное по адресу Мичуринский проспект д.10, в бывшем детском саду №2696

В сентябре 2014 года в комплексе открылось новое современное здание для начальной, средней и старшей школы. На открытие здания приезжал мэр Москвы Сергей Собянин. Осмотря новую школу, мэр отметил, что школа станет образовательным, спортивным и культурным центром нового микрорайона.

Успешно реализуется социально-педагогическая миссия школы - разработка и внедрение инновационного проекта "От ключевых компетенций - к успеху в жизни", цель которой: помочь каждому ученику гармонично влиться в современный мир, стать инициативным, активным членом общества с четко выраженной позитивной гражданской позицией.

Этому способствует не только учебная деятельность, но и система дополнительного образования, и внеурочная внеклассная воспитательная работа, базирующаяся на деятельности клубов "Патриот", "Клуб путешественников", "Славянские братья" и школьных музеев: Боевой славы «ОМСБОН» и "Русского быта и народного творчества".

В школе сложился стабильный и высокопрофессиональный коллектив: из 57 педагогов школы - 3 заслуженных учителя России, 17 почетных работников и отличников образования, 6 кандидатов наук, 22 учителя высшей категории, 2 лауреата национальной премии президента в области образования; 8 лауреатов конкурса «Грант Москвы».

Неизменно поддерживается еще одна добрая традиция: возвращение в школу в качестве учителей ее выпускников. Сегодня в школе работает 17 выпускников.

Педагогический коллектив активно участвует в инновационной деятельности. В школе работали экспериментальные площадки городского и окружного уровней: «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения», «Создание условий для реализации модели «Школа информатизации», «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании компетентностей школьников» и «Организация Молодежной Академии научных обществ учащихся для развития способностей и компетентностей школьников».

В последние годы развитие воспитательной системы школы как пространства базируется на взаимодействии ученического самоуправления и детского общественного объединения «Активист». Члены этого объединения участвуют в организации традиционных дел в школе, а также входят в Ассоциацию детей и молодежи Западного Округа г. Москвы.

Ведется целенаправленная работа с одаренными детьми на базе научного общества «Эрудит» созданного в 2008 году, где реализуется внеурочная интеллектуальная деятельность обучающихся школы, организуются  интеллектуальные игры «Эрудит», «Умники и умницы», конкурс «Ученик года», олимпиады различных уровней, интеллектуальные марафоны школьного и муниципального туров, проектно-исследовательская деятельность школьников.

Ежегодно в школе проводится конференция проектно-исследовательских работ НОУ «Эрудит». В 2011 году в ней приняли участие более 40 учащихся, было представлено около 27 работ по разным направлениям, в конференции участвовали наши друзья из гимназии №174 г. Минск, Белоруссии.

Ежегодное количество участников и призеров конкурсов, конференций по проектно-исследовательской деятельности школьников окружного, городского и всероссийского уровней стабильно в течение последних трех лет: 22-30 человек.

В школе успешно реализуется задача по активному внедрению информационных технологий в обучение и систему управления школой.  Школа имеет современную учебную базу: в школе более установлено 180 компьютеров, работают 7 современных компьютерных классов, в том числе 5 на базе операционной системы Макинтош (ОС Mac.) Полностью автоматизированы рабочие места администрации, заведующего библиотекой, учителей предметников, психолога, учебно-вспомогательного персонала.

В рамках участия в ГЭП второго уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия ОУ, внедряющих модель Школы информатизации» учителями школы разработаны с помощью интерактивной оболочки Moodle и активно используются более 15 предметных курсов для 2-11 классов с ИКТ-поддержкой, размещенных на сайте ЦИТУО, что способствует развитию дистантного обучения.

В 2011-12 учебном году в школе введен электронный журнал в системе ГШИС во всех 2-11 классах, в работе участвуют 18 классов, 44 учителя.

В 2011-12 учебном году значительно пополнился материалами сайт школы.

В 2011-12 учебном году учителями начальной школы для 1-х классов разрабатывается и внедряется курс ИКТ-поддержки сопровождения введения нового Стандарта (ФГОС НОО) на сайте ЦИТУО ( http://nachalka.seminfo.ru/).

В настоящее время школа обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями. Большое внимание уделяет созданию государственно-общественного управления школой: в 2011-2012 году активизирована работа Управляющего Совета школы, который обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

С сентября 2011 года  школа перешла на НСОТ, была стажировочной площадкой для образовательных учреждений района «Раменки».

Педагоги школы активно делятся опытом работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, организуя семинары, конференции, круглые столы разного уровня, размещает методические разработки в среде MOODLE и публикует их в электронных и печатных изданиях. Итоги экспериментальной работы  подводятся на  окружных  методических семинарах, проводимых на базе школы № 37 под руководством Адровой И.А., на окружном Презентационном форуме экспериментальной и инновационной деятельности Западного округа. Ежегодно увеличивается количество публикаций учителей школы: за 2009-2011 годы опыт работы учителей школы  представлен 72 публикациями, 36 из которых составляют Интернет – курсы.

В настоящее время школа занимает достойное место в системе образования города Москвы, являясь одной из 300 лучших московских школ по рейтингу результатов образовательной деятельности по результатам ЕГЭ и олимпиад 2010-11 учебного года.

В 2012-13 учебном году школа осуществила пилотный проект по внедрению ФГОС в 5-е классы; входит в состав окружной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся; готовится к вводу двух зданий дошкольных образовательных учреждений.

Школа бережет свои традиции и смело смотрит вперед. За 50 лет здесь сложилась особая атмосфера добра, взаимопонимания  и творчества. Как говорил первый директор, Леонид Федорович Клеченов: «Наша Школа – это наша птица удачи, которую нельзя выпускать из рук». Тогда в школу вдохнули душу, и эта душа до сих пор живет в нас и в наших учениках.